Чему обучают ребёнка в детском саду
Автор: Педагогический совет МБДОУ № 67 "Поляночка" г. Калуги
1.Общие сведения
Основная общеобразовательная программа - образовательная программа дошкольного образования МБДОУ № 67 "Поляночка" г. Калуги создана на основе федеральной образовательной программы дошкольного образования и федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Программа ориентирована на детей от 2 месяцев до 7 лет.
Ссылка на федеральную образовательную программу http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044
2. Цель Программы: разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
Возрастные особенности развития детей и задачи развития для каждого возрастного периода Программы совпадают с Федеральной образовательной программой дошкольного образования, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. № 1028 (п.15.1-15.3).
3. Структура Программы
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный. Дополнительным разделом является краткая презентация основных сведений из Программы для родителей воспитанников.
Целевой раздел
Включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы. Результаты освоения образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров образования в раннем детстве, целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Также входят подходы к проведению педагогической диагностики достижений планируемых результатов и значимые для разработки и реализации Программы характеристики — особенности развития детей
Содержательный раздел
- задачи и содержание образовательной деятельности для всех возрастных групп по пяти образовательным областям. Так же в разделе описаны:
- формы, способы, методы реализации программы;
- особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;
- способы поддержки детской инициативы;
- взаимодействие педагогического коллектива с семьями; - -коррекционно-развивающая работа;
- рабочая программа воспитания
Организационный раздел
- психолого-педагогические условия реализации Программы;
- особенности организации развивающей предметнопространственной среды;
- материально-техническое обеспечение Программы и обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания;
- примерный перечень литературных, музыкальных, художественных, анимационных произведений для реализации Программы;
- кадровое обеспечение;
- режим и распорядок дня в возрастных группах;
- календарный план воспитательной работы
4. Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей
Основная цель взаимодействия педагогов с семьей – обеспечение:
- психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей младенческого, раннего и дошкольного возраста;
- единство подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и семьи;
- повышение воспитательного потенциала семьи;
Основными задачами взаимодействия детского сада с семьей являются:
- информировать родителей и общественность относительно целей ДО, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, о мерах господдержки семьям, имеющим детей дошкольного возраста, а также об образовательной программе, реализуемой в ДОО;
- повышать их правовую и психолого-педагогическую компетентности, компетентность в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей;
- способствовать развитию ответственного и осознанного родительства как базовой основы благополучия семьи;
- построить взаимодействие в форме сотрудничества и установления партнерских отношений с родителями детей младенческого, раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач;
- вовлекать родителей в образовательный процесс.
В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:
- приоритет семьи в воспитании, обучении и развитии ребенка;
- открытость;
- взаимное доверие, уважение и доброжелательность во взаимоотношениях педагогов и родителей;
- индивидуально-дифференцированный подход к каждой семье;
- возрастосообразность. Взаимодействие с родителями воспитанников строится по следующим направлениям работы.
Деятельность педагогического коллектива ДОО по построению взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся осуществляется по нескольким направлениям:
- диагностико - аналитическое направление включает получение и анализ данных о семье каждого обучающегося, её запросах в отношении охраны здоровья и развития ребёнка; об уровне психолого-педагогической компетентности родителей (законных 3 представителей); а также планирование работы с семьей с учётом результатов проведенного анализа; согласование воспитательных задач;
- просветительское направление предполагает просвещение родителей (законных представителей) по вопросам особенностей психофизиологического и психического развития детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов; выбора эффективных методов обучения и воспитания детей определенного возраста; ознакомление с актуальной информацией о государственной политике в области ДО, включая информирование о мерах господдержки семьям с детьми дошкольного возраста; информирование об особенностях реализуемой в ДОО образовательной программы; условиях пребывания ребёнка в группе ДОО; содержании и методах образовательной работы с детьми;
- консультационное направление объединяет в себе консультирование родителей (законных представителей) по вопросам их взаимодействия с ребёнком, преодоления возникающих проблем воспитания и обучения детей, в том числе с ОП в условиях семьи; особенностей поведения и взаимодействия ребёнка со сверстниками и педагогом; возникающих проблемных ситуациях; способам воспитания и построения продуктивного взаимодействия с детьми младенческого, раннего и дошкольного возрастов; способам организации и участия в детских деятельностях, образовательном процессе и другому.
Совместная образовательная деятельность педагогов и родителей (законных представителей) обучающихся предполагает сотрудничество в реализации некоторых образовательных задач, вопросах организации РППС и образовательных мероприятий; поддержку образовательных инициатив родителей (законных представителей) детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов; разработку и реализацию образовательных проектов ДОО совместно с семьей.
Направления деятельности педагога реализуются в разных формах (групповых и (или) индивидуальных) посредством различных методов, приемов и способов взаимодействия с родителями (законными представителями):
Формы сотрудничества с семьёй
- консультирование родителей, индивидуальные беседы
- общие и групповые родительские собрания
- приобщение родителей к реализации тематического периода
- дни открытых дверей, открытые просмотры образовательной деятельности
- анкетирование
- проведение круглых столов, мастер – классов, тренингов
- совместные с родителями выставки
- издательская деятельность для родителей: выпуски раздаточной информации в форме брошюр; стендовая информация; новости на сайте детского сада
- совместная деятельность: проекты, акции.